Для чего нужен катализатор ?
Катализатор (каталитический нейтрализатор) - деталь современного автомобиля, которая, несмотря на относительно простую конструкцию, играет важную роль в его функционировании. Назначение катализатора - значительное снижение уровня токсичности выбросов очень вредных веществ (окисей азота, углерода, различных групп углеводородов) выпускаемых в атмосферу через выходной тракт автомобиля в результате работы двигателя. Осуществляется это за счет происходящих в устройстве специальных химических реакций. В 1970 году были приняты первые требования по составу автомобильных выбросов, уровню содержащихся в них вредных веществ, а с 1975 года катализаторы стали обязательными для всех производимых авто.
Катализатор в основном монтируется после выходной трубы двигателя или на фланце выпускного коллектора и конструктивно состоит из металлического корпуса, блока - носителя и теплоизоляционных материалов. Блок-носитель, выполняющий основную работу, представляет собой картридж из мелких ячеек-нейтрализаторов, покрытых специальным рабочим составом на основе сплава из драгоценных металлов - платины, иридия, палладия, родия. При достижении температуры в выхлопном тракте 200-300 градусов остатки токсичных веществ, не сгоревшие в двигателе, мгновенно сгорают при соприкосновении с нагретой поверхностью ячеек. Кислород для этого забирается катализатором из отработанных токсичных газов. Платина и палладий выступают в качестве окислителей, ускоряющих процесс горения. Результат работы катализатора зависит от качества горючей смеси. Поэтому, для ее оптимизации на входе и выходе прибора устанавливаются кислородные датчики, посылающие сигналы в блок управления автомобилем.
В зависимости от материала, из которого изготавливаются картриджи катализаторов, они подразделяются на керамические и металлические. Первые более популярны среди автомобилистов, благодаря таким качествам, как невысокая стоимость, способность выдерживать высокие температуры, отсутствие коррозии. Недостаток керамических катализаторов - хрупкость, неустойчивость к механическому воздействию, учитывая, что прибор располагается под дном автомобиля. Металлические катализаторы лишены этого недостатка, однако гораздо дороже из-за высокой стоимости платинового сплава.
Материал, качество, функциональные возможности катализатора зависят от его производителя. Например, катализаторы, выпускаемые некоторыми компаниями для своих автомобилей, оснащены лямбда-зондом, обеспечивающим высокое качество химической реакции, каталитическими коллекторами, датчиками, могут контролироваться с приборной панели.
Все статьи